Когнитивные нарушения

Когнитивными (познавательными) функциями называются  сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией и построение и осуществление программы действий.

Когнитивные нарушения — это снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций. Возникают при нарушениях развития мозга, при его повреждениях, при сбоях в его работе, вызываемых воздействием иных заболеваний или сильных эмоциональных состояний, качество когнитивных функций снижается по сравнению с исходными личными показателями человека и/или по сравнению со средними возрастными показателями для представителей его группы. Заметное снижение качества называют когнитивными расстройствами.

Когнитивные нарушения отрицательно сказываются на достижениях человека в самых разных сферах его жизни: повседневной бытовой, учебной, профессиональной, социальной. В зависимости от степени проявления когнитивных расстройств выделяют разные уровни их тяжести.

b59cb86147d02aeaa8b0cb6dd82df243

Легкие («субъективные») когнитивные расстройства – это нарушения, которые не оказывают существенного влияния на повседневную жизнь человека, они почти незаметны для окружающих и не выявляются при проведении тестов, так как все формальные показатели остаются в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняются от нее очень незначительно.

Легкие когнитивные расстройства заметны лишь для самого пациента, который констатирует, что стал, например, медленнее реагировать на происходящее. Другими словами, оставаясь в пределах общей нормы, человек замечает ухудшения по сравнению с привычными для себя показателями, со своей индивидуальной нормой.

Одно из типичных проявлений легких когнитивных расстройств - замедление скорости привычных действий при сохранении их качества. Больше времени начинает уходить на поиск в памяти необходимой информации, слегка заторможенно протекают мыслительные операции, необходимые для решения повседневных профессиональных и бытовых задач. Кроме того, некоторые пациенты отмечают трудности с концентрацией внимания: сложнее становится стабильно удерживать его на выполнении какой–либо операции или, наоборот, переключать с одного объекта на другой. Отмечаются и незначительные нарушения памяти, которые, впрочем, не сказываются на способности человека ориентироваться во времени и пространстве.

Разумеется, подобные «нарушения» можно считать проявлением естественного старения организма. Однако сам факт того, что пациент обращает внимание на происходящие изменения, может сигнализировать о довольно высокой скорости их развития. (При естественном течении процесс старения протекает медленно, а изменения не привлекают к себе внимания.) Поэтому отмеченные изменения – достаточное основание для обращения к специалисту. Современные методы нейровизуализации позволяют обнаружить, связаны ли отклонения в нормальном функционировании с патофизиологическими процессами в головном мозге, или же все дело в функциональных сбоях, вызванных, например, стрессом.

Со временем синдром легких когнитивных расстройств может нарастать, приобретая более выраженные формы. 

Умеренными когнитивными расстройствами называют нарушения в когнитивной сфере, которые выходят за пределы возрастной нормы, хотя не достигают при этом тяжелой степени – деменции. Такие расстройства отмечаются у 11–17% пожилых людей. Умеренные когнитивные расстройства занимают промежуточное положение между нормальным старением и выраженной деменцией.

Симптомы умеренных когнитивных нарушений:

  • ухудшение памяти, внимания или способности к обучению, подтверждаемым при объективном исследовании (нарушения отмечает сам пациент или его близкие);
  • сохранение полной самостоятельности в повседнев­ной жизни – перечисленные нарушения не приводят к каким–либо ограничениям (это главное отличие умеренных когнитивных расстройств от деменции);
  • появлением жалоб на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы;
  • снижение по сравнению со среднестатистической возрастной нормой результатов нейропсихологических тестов (краткая шкала оценки психического статуса – MMSE, тест рисования часов);
  • отсутствует делирия и деменция (результат краткой шкалы оценки психического статуса – не менее 24 баллов);
  • органические изменения (сопряжены с заболеваниями мозга, сердечно–сосудистой системы, других органов).

У большинства больных с умеренными когнитивными расстройствами выявляется нарушение нескольких когнитивных функций (мышление, внимание, речь), но ведущим выступает ослабление памяти (у 85% пациентов).

Специалисты называют умеренные когнитивные расстройства не болезнью, а синдромом. Это значит, что их внешние проявления могут вызываться разными причинами или их комбинацией (возрастные изменения, гибель нейронов, сосудистые расстройства, нарушения обмена веществ). Поэтому при появлении синдрома умеренных когнитивных расстройств необходимо пройти тщательное клиническое, лабораторное и инструментальное обследование с целью выявления возможной причины нарушений.

Примерно у половины пациентов с жалобами на снижение памяти применение медицинских тестов не подтверждает наличия когнитивных нарушений. Самой частой причиной субъективных жалоб при отсутствии объективного подтверждения являются эмоциональные расстройствав виде повышенной тревожности или снижения настроения, включая депрессию.

Нередко когнитивный дефицит вызывается эндокринными заболеваниями (сахарный диабет, гипотиреоз), сердечной или дыхательной недостаточностью, некоторыми системными или инфекционными заболеваниями. Разумеется, в этом случае лечение должно быть направлено не на сами когнитивные расстройства, а на устранении этих факторов.

Деменция – это тяжелое расстройство интеллекта (когнитивных функций, как говорят ученые), из-за которого человек утрачивает способность ухаживать за собой и отвечать за свои действия. Кроме медицинского термина "деменция", в обиходе используются названия "старческое слабоумие" и "маразм".

Деменция ВСЕГДА затрагивает несколько способностей: мышление, память, внимание, речь - но происходит это постепенно. В большинстве случаев нарушения развиваются постепенно: от незначительных сбоев до расстройств, препятствующих нормальному ходу повседневной жизни. Обычно на эти нарушения накладываются проблемы в эмоциональной сфере (тревожность, депрессия, апатия...) и в поведении (агрессия, бесцельные перемещения...).  

Деменция обычно возникает у пожилых людей: среди лиц старше 65 лет от нее страдают не менее 5–10% людей, после 85 лет — примерно каждый третий.

Основная причина деменции - болезнь Альцгеймера, неизлечимое заболевание, приводящее к гибели клеток головного мозга. Также довольно распространена в России деменция, вызванная проблемами кровоснабжения головного мозга (ишемии, инсульты). Однако у деменции могут быть десятки других, менее известных причин, и некоторые из них поддаются лечению. 

Симптомы деменции:

  1. Заметное ухудшение способности пациента выполнять профессиональные обязанности или повседневные дела. 
  2. Эта способность снизилась из-за появления когнитивных (память, мышление, внимание) или поведенческих (нейропсихиатрических) нарушений, при этом снижение не связано с другим, выявленным прежде серьезным психиатрическим заболеванием. 
  3. Негативные нарушения затрагивают НЕ МЕНЕЕ ДВУХ из перечисленных ниже сфер
  • снижение способности усваивать и вспоминать новую информацию (пациент повторяет одни и те же вопросы или темы разговора, теряет личные вещи, забывает события или договоренности, теряется на знакомом маршруте;
  • снижение способности к логическому мышлению и решению сложных задач, снижение критики (пациент плохо понимает угрожающую опасность, не может распоряжаться денежными средствами, утрачивает способность к принятию решений, а также к планированию сложных или последовательных действий);
  • снижение зрительно-пространственных функций (пациент не способен распознавать, несмотря на хорошее зрение, лица или знакомые объекты, а также находить объекты, присутствующие в зоне видимости, он утрачивает способность использовать простые инструменты или правильно надевать одежду);
  • нарушения речи (пациент затрудняется вспомнить простые слова, делает длинные паузы, допускает различные ошибки - орфоэпические, орфографические и пунктуационные);
  • изменяется личность пациента, его поведение или манера себя держать (у пациента отмечаются нетипичные перепады настроения, необоснованное беспокойство, нарушается мотивация, наблюдаются апатия, утрата целеустремленности, социальная самоизоляция, ослабление интереса к предпочитаемым прежде занятиям, утрачивается способность к сопереживанию, наблюдается компульсивное, или обсессивное, или социально неприемлемое по ведение.

Итак, если из этих пяти типов нарушений присутствуют НЕ МЕНЕЕ ДВУХ и они серьезно препятствуют выполнению пациентом профессиональных или повседневных домашних дел, врач имеет полное основание поставить диагноз "деменция". 

Стадии деменции:

  1. Легкая деменция– это состояние, при котором ког­нитивные нарушения достигают такого уровня, что приводят к деградации профессиональных навыков пациента, к снижению его социальной активности (снижение времени повседневного общения с родными, коллегами, друзьями), к ослаблению его интереса к внешнему миру (отказ от увлечений и привычных форм проведения досуга). При легкой деменции пациент сохраняет все навыки самообслуживания, продолжает нормально ориентироваться в пределах собственного дома.
  2. Приумеренной деменциичеловек больше не может долго оставаться один, так как теряет навыки пользования большинством современных приборов (телефоном, пультом телевизора, кухонной плитой), может испытывать трудности с открытием замков. Именно эту стадию в быту называют старческим маразмом. Пациент постоянно нуждается в подсказках со стороны окружающих, однако сохраняет навыки личной гигиены и самообслуживания. «Старческий маразм»становится тяжелым бременем для близких и друзей больного.
  3. Тяжелая деменция– это старческое слабоумие, характеризующееся полной дезадаптацией человека к окружающей среде и его постоянной зависимостью от посторонней помощи даже в самых простых действиях (одевание, прием пищи, гигиена).

Информация с сайта: http://memini.ru